ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVI ВЕКА (краткий очерк для целей игры) Перед введением Перед тем, как начать пространный текст об искусстве, позвольте мне, уважаемый читатель, Вас поприветствовать. Ниже последует много слов о том, как оно развивалось ко временам нашей игры: какие существовали направления, школы, как возникали отдельные жанры, кто был самым знаменитым их представителем и далее, далее. Как и любой околонаучный текст, я буду писать его от третьего лица, ставя в тексте ссылки, и в конце приведу список литературы. Но пока этот текст еще не начался, позволю обратиться себе к Вам напрямую и сказать самое важное. Искусство того времени, как представляется сейчас, с высоты XXI века, подобно ярким пляшущим языкам пламени: да, пламя порой принимает различные образы и формы, но никогда не стоит на месте. То же верно и для искусства XVI века: хотя в нем и можно выделить разные течения, школы и тенденции, но на их основе постоянно возникает что-то новое, что-то индивидуальное и своеобразное, доныне не виданное. XVI век – это то время, когда один талантливый человек способен перевернуть вкусы и убеждения целой страны, а то и более. Поэтому ничто не сможет помешать Вам (да-да, именно Вам, наш уважаемый игрок) основать новое направление, раскритиковать в пух и прах старое, заложить свои основы теории искусства и зажечь сердца всех тех, кто увидит Вашу блистательную игру. Мы будем ждать Вас. Введение Период XV-XVI веков стал для Европы временем распространения и расцвета культуры Возрождения (Ренессанса), зародившейся в Италии в XIII веке. Возрождение, с его гуманистическим мировоззрением, интересом к человеку (антропоцентризмом), светским характером, обращением к культурному наследию античности, стало переходной эпохой от средневековья к Европе XVII-XVIII веков и Нового времени. При этом именно XVI век является одновременно и наивысшим расцветом, и завершением и угасанием Возрождения. Рассмотрим кратко те события, которые происходили в это время на родине данного движения. В Италии это эпоха Чинквеченто – Высокого Возрождения (1500-1530 годы, творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Джорджоне, Тициана и др.) и Позднего Возрождения (1540 – до конца XVI века, творчество Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто и др.). Хронологическая протяженность периода Высокого Ренессанса относительно невелика, но количество и качество созданных произведений искусства по праву позволяют называть это время кульминацией всей эпохи Возрождения. Тогда же произошли коренные сдвиги в мировосприятии людей того времени, связанные с решающими событиями мировой истории и новыми важными вехами на пути развития человеческих знаний. Если прежде страны Европы были во многом разобщенными, то к началу XVI века между ними устанавливаются более тесные и оживленные связи. Крупнейшим историческим событием общеевропейского значения явились итальянские войны, во время которых войска разных стран находились на территории Италии, что способствовало их тесному контакту с ее культурой, ранее существовавшей несколько изолированно. Научные и художественные успехи Италии становятся общим достоянием; с другой стороны, расширяется общественный кругозор самих итальянцев. Великие мастера XVI века дали пример художника нового типа — активной творческой личности, обладающей полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это люди огромных знаний, владеющие всей полнотой завоеваний культуры своего времени. Совокупность сложных условий данного исторического периода оказала свое воздействие на сложение основ итальянского Высокого Возрождения, на формирование образного восприятия его художников, на изобразительный строй их произведений. Стремление к синтезу, к обобщению сказывается уже в том, что в произведениях мастеров Высокого Возрождения основное место занимает собирательный образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно. Даже в образах, исполненных гармонической ясности, ощущается огромная внутренняя сила человека, спокойное сознание своей значительности. В Высоком Возрождении особенно отчетливо проявлялся ренессансный антропоцентризм. Если художники XV века уделяли окружающей человека бытовой и природной среде подчас не меньшее внимание, чем самому человеку, то в XVI веке, особенно во флорентийско-римской живописи, человеческий образ занял преобладающее положение, нередко исчерпывая собой содержание и идею произведения. Соответственно успехам художественной практики большого подъема достигла в период Высокого Возрождения художественная теория. Многие теоретики и художники этого времени были захвачены идеей исчерпывающе определить возможности каждого из видов искусства. Как и прежде, вопросы теории искусств оставались тесно связанными с гуманистическими идеями. В первых десятилетиях XVI века особое внимание в сфере гуманистической мысли уделялось проблеме совершенного человека. Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна. 1515 Период, пришедший на смену Высокому Ренессансу, нес в себе ряд важных качественных отличий от предшествующего этапа. Общим настроением в Италии стали разочарование в идеалах Возрождения и гуманизма и пессимистичный взгляд на события и человеческую природу, что, в свою очередь, было связано с рядом событий внутри страны. В 1527 году Рим был захвачен и разграблен испанскими войсками, в 1530 году пала республика во Флоренции, в 1542 году была преобразована и активизирована инквизиция, а в 1545 – созван заседавший почти двадцать лет Тридентский собор (до 1563 года). В период его деятельности папы стали впервые публиковать индексы запрещенных церковью книг (1559 и 1562), изъятие которых из обращения должна была обеспечить инквизиция. Со времени Тридентского собора церковь стала пытаться активно контролировать искусство. Теперь от него стали требовать прежде всего каноничности и ортодоксальности. В истории итальянского искусства вторая половина XVI века представляет собой переходный период. Это время угасания Ренессанса и рождения новой художественной культуры. Не удивительно, что искусство этой поры сложно, в нем противоборствует много различных тенденций. С одной стороны, это линия художников Позднего Возрождения; они остро чувствовали новые стороны окружающей их жизни, но все же сохранили высокую планку идеала человека. Центром их творчества стала Венеция. Мастера Позднего Возрождения не просто следовали принципам, выработанным на протяжении предшествующего периода ренессансного искусства, но творчески претворяли их в соответствии с требованиями нового исторического этапа. Сохранив основу ренессансного мировосприятия — веру в человека, в его значительность и красоту, они смело вторглись в его духовный мир, раскрыв его во всей его сложности и подчас противоречивости. От образа отдельной личности они перешли к образу человеческого коллектива, толпы, сложного конгломерата фигур; человек – уже не просто отдельный индивид сам по себе, он связан и взаимодействует с другими людьми, со своей средой. Соответственно данным задачам они выработали новые художественные средства, новые изобразительные решения. Паоло Веронезе. Брак в Кане. 1562–1563 С другой стороны, в XVI веке также формируется новое течение в искусстве, которое связано с официальной идеологией и придворной культурой, и не связано с гуманистическими представлениями о Человеке, – направление маньеризма. Центром этой линии искусства в Италии стали Тоскана и Папская область. На первый план выходят безупречность художественной работы, виртуозность исполнения, желание писать красиво, подражать образцам. Это течение в искусстве проявилось в творчестве Франческо Пармиджанино, Аньоло Бронзино, Бартоломео Амманати, Джорджо Вазари, Джулио Романо и др. Мастера маньеризма культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать «внутреннюю идею» образа, рожденного в душе художника. Для их образов характерны преувеличенная экспрессия поз и движений, удлиненность пропорций фигур, колористические и световые диссонансы. К 1540 годам маньеризм стал господствующим течением при дворах Италии; его художественный язык, насыщенный сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом выразительных средств. В скульптуре и архитектуре маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой экспрессии декора, в стремлении к сценическим эффектам, к экстравагантности деталей. Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. 1534–1540 Обратимся же теперь от Италии к остальной Европе. С XV века, когда новая художественная школа начала распространятся за пределы Италии, в странах Европы к северу от Альп (Франция, Германия, Нидерланды) наступила пора так называемого Северного Возрождения (ок.1500 – между 1540 и 1580) . Этот термин условен, поскольку в этих странах «возрождать&ra
XVI: Шаг в Бессмертие
Комментариев нет:
Отправить комментарий