воскресенье, 10 февраля 2013 г.

высотный скоростной истребитель-перехватчик локхид f-12a

Фюзеляж, крыло (стреловидность по передней кромке – 60о) и др. элементы самолета имели сложную форму, которая позволила достигать высоких аэродинамических характеристик самолета на различных режимах полета. Особенностью самолета стало применение цельноповоротных килей, консольно закрепленных на мотогондолах и наклоненных в сторону фюзеляжа на угол 15о. По сравнению с традиционным ве

По контракту требовалось принять все меры к снижению ЭПР A-12. В ноябре 1959 начались электромагнитные испытания макета А-12, установленного на пилоне на специально подготовленном полигоне Groom Lake, Nevada. В ходе доработок, длившихся 18 месяцев,P А-12 получил характерную «кобровидную» форму – непрерывно изгибающийся контур без острых углов и наплывы по бокам фюзеляжа. Как оказалось, наплывы не только не ухудшили аэродинамику, но и увеличили подъемную силу и устойчивость самолета на больших скоростях. Небольшие кили, установленные на концах гондол двигателей, наклонили на 15о от вертикали к центру самолета. Фирма разработала радиопоглощающую шиповидную конструкцию с пластиковым сотовым наполнителем, которая использовалась на А-12 при изготовлении боковых наплывов, носков крыла и элевонов. Ок. 20 % крыла (по площади) выполнено с применением такой конструкции, выдерживавшей нагрев до 275оС. Черная краска, изготовленная на ферритовой основе, не только рассеивала тепло, частично отводя его с поверхности самолета, но и уменьшала радиолокационную заметность самолета. За характерную окраску самолет и получил прозвище – BlackBird (Черный дрозд).

Из-за неравномерного нагрева конструкции в ней возникают значительные термические напряжения, приводящие к деформации основных узлов самолета. Для снижения напряжений использовали термокомпенсаторы. На А-12 их роль выполняла гофрированная обшивка крыла с расположением волн гофра параллельно оси фюзеляжа, при тепловом расширении панели обшивки напряжения в конструкции не выходят за заданные пределы, а прирост аэродинамического сопротивления незначителен.

Разработка велась в обстановке исключительной секретности группой конструкторов из 200 человек. Разработчикам А-12 пришлось преодолеть огромные трудности в проектировании. Многое проблем возникло из-за нагрева самолета при длительных полетах со скоростью в три раза превышавшей скорость звука. Температура обшивки варьировалась от 230 до 650 градусов, а длина фюзеляжа увеличивается от нагрева на 10 см. При этом температура за бортом до -60`С, т.е. рабочий диапазон составляет более 700`. Поэтому 93 % конструкции планера было изготовлено из прочного титанового сплава В-120 (Beta-120/ Ti-13V-11Cr-3A1) . Это был дорогой и труднообрабатываемый материал. Первоначально до 80% поставок Titanium Metals Corporation браковалось. Только в 1961, когда должностные лица компании были посвящены в значение и приоритетность программы OXCART, поставки титановых изделий наладились.

Проект А-12 был выполнен по модифицированной схеме “бесхвостка” с крылом, плавно сопрягающимся с фюзеляжем, позже такая схема получила название интегральной.

Программа имела чрезвычайный уровень секретности, сравнимый с тайной, окутывавшей проект “Манхэттен”. О разработке А-12, кроме людей, непосредственно связанных с проведением НИОКР, знали президент США, несколько конгрессменов и несколько человек из ВВС. Категорически запрещалось увязывать ведущиеся работы с фирмой Локхид, все чертежи, а позже – узлы и агрегаты, маркировались “C&J Engineering” (С и J – слегка завуалированные инициалы Келли Джонсона, Kelly Johnson). Необходимые расчеты на компьютере НАСА в целях сохранения секретности выполнялись сотрудниками “Сканк Уоркс” только в ночное время, имевшаяся в НАСА ЭВМ была тогда самой мощной в американском авиапроме.

А-11 проектировался по схеме бесхвостка с треугольным крылом, задняя кромка которого имела обратную стреловидность, силовая установка – два турбопрямоточных двигателя в гондолах под крылом. В августе 1958 г. Джонсон провел консультации с представителями моторостроительных фирм Марквард и Пратт энд Уитни относительно возможностей ПВРД. Одним из результатов тех консультаций стало перепроектирование А-11. На чертежи легли первые линии А-12. Джонсон счел возможным пересмотреть летные характеристики в сторону улучшения: скорость М=3,2, дальность – прежняя, потолок – 95 – 110 000 футов (28 995 – 33 528 м). Профиль полета представлялся как серия гигантских скачков с шагом в 52 мили от более плотных слоев атмосферы в менее плотные; нечто подобное предложил некогда профессор Зенгер в своем проекте орбитального самолета.

Первое время работы по разведчику велись на “Сканк Уоркс” под шифром U-3, но с 21 апреля 1958 Джонсон ввел обозначение А-11. “Я начал работать над первым проектом самолета под шифром “Архангел”, рассчитанным на крейсерскую скорость М=3 с дальностью полета 4000 миль (6437 км) на высоте 90000-95000 футов (27 431 – 28 955)” – вспоминал Джонсон. Впоследствии буква “А” в обозначении ввело в заблуждение многих. Буквой “A” (Attack) в ВВС обозначаются самолеты, предназначенные для нанесения ударов по “земным целям, в данном случае буква появилась от слова “Archangel” – U-2 в ходе разработки носил обозначение «Angel». Существует еще одна версия: “А” обозначает “Agency”, от CIA. Central Intellegence Agency – Центральное Разведывательное Управление.

В январе 1960 г. фирме “Локхид” был выдан почти 100-миллионный контракт на проектирование разведчика для ЦРУ под названием “Oxcart” (“Окскарт”). Так началась история семейства самых скоростных пилотируемых самолётов, когда-либо находившихся на вооружении. Создатели называли их Blackbirds «Чёрные птицы», то ли из-за характерной окраски, то ли по причине тотальной секретности, сопровождавшей эту программу на протяжении четверти века. Blackbird был разработан как наследник U-2 по заказу и на деньги ЦРУ. Вскоре после начала разведывательных полетов U-2 стало очевидным, что этот высотный, но медленный самолет становится все более уязвимым для систем ПВО.

Самолёт Lockheed A-12 Archangel – американский высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США фирмой Lockheed Corporation, в дальнейшем он послужил основой для создания высокоскоростного высотного разведчика SR-71 Blackbird.

Автор: admin  |  Рубрика:

Lockheed A-12 (Локхид А-12)

Летать уметь нужно так, чтобы падать только в объятия. Н.Уваров

Комментариев нет:

Отправить комментарий